Пейзажные фотографии бывают разными. Одни – пролистываются без эмоций, другие – заставляют задуматься, третьи – откровенный брак, четвертые – захватывают, вызывая желание оказаться там, внутри, пятые – … Ну, в общем разные. Мне, как художнику всегда интересно сделать так, чтобы зритель не оставался равнодушным к моим работам. И думается мне, что большинство из тех, кто всерьез занимается творческой съемкой пейзажа имеет схожие стремления. В какой-то момент практически каждый пытается найти ответ на один из самых интересных, как мне кажется, вопросов: почему вот эта фотография хорошая, а вот эта – плохая?
Казалось бы, ну чего тут непонятного? Смотришь на картинку. Цепляет? Не цепляет? Вот и ответ. Однако такой подход мне видится здравым для зрителя. Если же я варю кашу сам, то мне нужен другой анализ. Анализ с позиций повара. И это ни в коем случае не означает, что перед каждой фотографией нужно сидеть с умным видом, рисуя стрелочки, кружочки и треугольнички, раскрывая глубинный смысл выстроенной композиции и, упаси Господи, правильный выбор объектива. Это тоже полезные упражнения, но совсем не эти ремесленнические вещи определяют работает фотография или нет.
Я люблю читать художественную литературу. Я люблю слушать песни. Я заметил, что больше всего меня привлекают вещи, которые имеют внутри себя несколько слоев восприятия. Это когда я, скажем, слушаю песню в первый раз и понимаю о чем там поется. Песня мне нравится, я слушаю ее снова и снова, живу с ней, сопереживаю, и в какой-то момент понимаю, что оказывается эта песня не только про то, что я думал раньше, но и еще про что-то другое. И вот это “другое” мне нравится даже больше, чем то, что меня изначально в ней зацепило. А потом оказывается, что этот “другой” слой, я интуитивно чувствовал с самого начала, и именно его наличие и заставило меня полюбить эту песню и слушать ее много раз.
Свои фотографии я стараюсь делать по этому же рецепту. Каждый раз выходя на съемку я стараюсь собрать внутри каждой фотографии несколько сильных ингредиентов. Я ловлю свет, но сам по себе он не работает. Я могу привести множество примеров плохих фотографий, снятых в невероятных световых условиях. Я ищу интересные планы – передний, средний, дальний – и пытаюсь увязать их в один сюжет. Если мне удается сыграть на ассоциациях и включить в кадр элемент-символ – тоже здорово. Но я практически никогда не моделирую фотографию заранее. Во время разведки я лишь примечаю отдельные детали, которые могут превратиться в фотографию потом, когда все сойдется в одной точке, когда все будет правильно. Но я никогда не знаю наперед, какой будет моя фотография. Как и человек, сочиняющий песню, я во многом доверяю своей интуиции и своим чувствам. Потому что только тогда мои фотографии рождаются настоящими и живыми. Мне важно, чтобы они были такими. Потому что иногда, в таких работах появляются новые, незамеченные даже мною самим слои, которые я неосознанно вложил во время съемки, и с восторгом обнаружил какое-то время погодя.