Пейзаж и одиночество

За редким исключением, я никогда не езжу снимать пейзажные фотографии в больших компаниях. И не потому, что я не люблю людей. Мне просто всегда, начиная с самой первой осознанной поездки, казалось, что так правильно. Наверное, такой подход выработался благодаря тому, что я всегда стараюсь честно ответить самому себе на вопросы “зачем я это делаю?”, “какова моя истинная цель”. Уезжая на съемки я всегда четко знаю, что я еду за фотографиями. И при такой постановке задачи я не вижу места большой компании рядом с собой. Потому что фотография природы и пейзажа – это всегда что-то личное. Это всегда отношения тет-а-тет с выбранной локацией, где третий всегда лишний. А разговор с природой идет исключительно на языке чувств, эмоций и ощущений. Такие беседы – это всегда лирика. Мне сложно себе представить, что подобные отношения возможны в больших скоплениях людей. Да, конечно, уже потом, когда мимолетное состояние ушло, свет погас, фотографии сделаны и на какое-то время наше общение прервалось, так хочется поделиться оставшейся в душе радостью с другим человеком. Но это потом. И для этого у меня всегда есть хороший напарник, который находится с тобой на одной волне и вы понимаете друг-друга практически без слов. Снимаю же я всегда один. И мне кажется, это единственно верный путь. По крайней мере для меня.

Карпаты, район Вухатого камня

Поэт никогда не пишет стихи на людной вечеринке. Писатель всегда убегает от людей и пишет свой роман в одиночестве. Музыканту для работы с песней или музыкой также нужно уединение. Фотография бывает разной, но в том числе она может быть и творческой. И тогда у фотографа возникает точно такое же природное желание быть наедине с самим собой, своими мыслями и ощущениями. В этом смысле меня неимоверно радуют родные украинские Карпаты. Они по прежнему довольно дикие и там я могу чувствовать себя абсолютно свободным. Особенно остро ты понимаешь это после работы в США, где в культовых местах практически невозможно остаться одному. Все эти выстраивания больших групп фотографов в ряд для того, чтобы в следующие несколько десятков минут сделать примерно одну и ту же картинку – это не совместимо с творчеством. Такие кадры для меня мертвы, и я всегда стараюсь уходить от этого в сторону. В Украине, во многом в силу неразвитости инфраструктуры, люди не интересуются природой, и такие же картины в тех же Карпатах невозможны в принципе. Как художник я рад этому, потому что это расширяет границы моей природной мастерской. И я, помимо всего прочего, могу чувствовать себя пионером или первооткрывателем, потому что зачастую кроме меня во время съемки на локации нет никого на многие километры вокруг.

В такой беседе мне сложно обойти тему моих мастер-классов. Как же так? Такая философия, казалось бы, противоречит тому, что на них происходит. Мы снимаем пусть небольшой, но все-таки группой. И где же тут место для лирики и эмоций? Однако, тут нужно снова вернуться к началу моего монолога. А именно к честному определению цели. Моя первая фраза, которой я начинаю каждый мастер-класс: “За шесть дней невозможно стать великим фотографом. Однако, мы можем попробовать определить верное направление и сделать в его сторону первые шаги”. Основная цель моих занятий – не фотографии, сделанные на мастер-классе, а получение нового опыта, взгляд на фотосъемку пейзажа с иного ракурса. Для того, чтобы потом, когда нужно будет ехать за фотографиями, сделать это правильно, создав наилучшие условия для творческой работы. Для меня самого мастер-классы также не являются попыткой наступить на горло своей песне. Я честно говорю себе, что здесь моя задача – делиться опытом, поэтому я практически не снимаю с группой. Но я не теряю это время даром, потому что для того, чтобы передать знания и идеи другим людям, я должен в первую очередь хорошо разобраться с тем, что твориться внутри меня. И я разбираюсь. Чтобы потом, в своих собственных поездках за фотографиями, я лучше понимал, чего я хочу и как мне этого добиться.