Съемка пейзажа в сумерках

Две самые важные задачи пейзажного фотографа – сделать свои фотографии атмосферными и эмоционально вовлечь в кадр зрителя. Именно поэтому чаще всего пейзаж снимают в те часы, когда он выглядит не так, как привыкли видеть его большинство людей. И именно с этой позиции, фотосъемка в сумерках – одно из самых интересных занятий для пейзажного фотографа, так как перед рассветом и после заката пейзаж заметно преображается, превращаясь из привычного обыденного в сказочный.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

КАКИЕ БЫВАЮТ СУМЕРКИ

Сумерки принято делить на несколько условных стадий в зависимости от положения солнца относительно горизонта и степени освещенности окружающего пейзажа. Первая стадия, самая интересная и важная для пейзажного фотографа, называется гражданскими сумерками. Они начинаются с того момента, как солнце скрывается за горизонтом и длятся пока оно не опустится на 6 градусов ниже уровня земли. На широтах Москвы и Киева длятся такие сумерки около получаса. Несмотря на то, что количество света, падающего на локацию, постепенно уменьшается, его все еще достаточно для передачи всех деталей сцены. Именно в это время в небе могут возникать самые яркие краски ради которых стоит задержаться на локации минимум на полчаса после заката и приходить на съемку за 30 минут до рассвета.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

Время, когда солнце проходит путь от 6 до 12 градусов ниже горизонта называется навигационными сумерками. Снимать можно и в это время, однако такая съемка требует тщательной подготовки, так как в таких световых условиях человеческий глаз уже не способен видеть многие детали окружающих объектов. Во время навигационных сумерек все окружающие объекты превращаются в силуэты, а фотографии могут экспонироваться многие минуты и чаще всего строятся на простых формах, линиях и контрастах.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Практически все современные встроенные экспонометры могут определять выдержку вплоть до 30 секунд. При съемке же в сумерках выдержки часто превышают это время и могут достигать нескольких минут. Поэтому для работы в условиях низкой освещенности необходимо перевести камеру в ручной режим, выставить ручное управление выдержкой (режим BULB) и иметь проводной, инфракрасный или радиоуправляемый тросик спуска затвора. При помощи этого устройства можно выставлять сколь угодно длинные выдержки. Самые простые тросики (или пульты) имеют всего одну кнопку, и время выдержки необходимо отсчитывать самостоятельно при помощи часов или секундомера. Более продвинутые устройства имеют ЖК-экраны и гибко программируются. Работать с ними удобнее, однако никакого фотографического превосходства перед более дешевыми аналогами они не имеют.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

Наличие тросика или пульта – это необходимое условие фотосъемки в сумерках, однако это не снимает вопроса о том, как правильно определять экспозицию в ситуациях, когда встроенный экспонометр камеры уже не справляется со своей работой и требуется выдержка более 30 секунд. Для этой задачи можно воспользоваться следующим способом, который требует несложных устных математических расчетов. Например, мы хотим снять пейзаж в сумерках на ISO100, однако на экране при этом горит надпись LO, что означает необходимость выдержки более 30 секунд. Первое, что нам придется сделать – это последовательно повышать чувствительность матрицы (ISO), одновременно следя за тем, что показывает экспонометр. Сначала повышаем ISO до 200, затем – до 400, после – до 800 и т.д. До тех пор пока надпись Lo не сменится на реальное значение выдержки, которую экспонометр показывает для данной чувствительности.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

Допустим, повысив ISO до 3200 единиц, мы увидели выдержку 15 секунд. Теперь необходимо быстро пересчитать и найти нужное число секунд для ISO100, держа в уме простое правило: при уменьшении чувствительности в 2 раза, время выдержки растет также в 2 раза. То есть в нашем примере для ISO1600 выдержка будет 30 секунд, для ISO800 – 60 секунд (1 минута), для ISO400 – 2 минуты, для ISO200 – 4 минуты, для ISO100 – 8 минут. Далее необходимо вернуть в камере начальное ISO100, и в режиме BULB при помощи тросика проэкспонировать кадр в течение восьми минут.

ВОДА, СНЕГ, ТУМАН

Снимая в сумерках следует обращать внимание на поверхности, которые охотно принимают оттенки окружающей среды: такие, как вода, снег или туман. Основной тон сумеречного света всегда холодный, так как сцена освещена отраженным от атмосферы Земли светом. К этому тону всегда подмешиваются рассветные или закатные краски, что вместе создает мистическую и сказочную атмосферу. Если при этом съемка идет зимой в снегу или вы снимаете морской пейзаж, где основную часть кадра занимает водная гладь, даже небольшие розоватые зоны в небе могут очень сильно изменить общий оттенок кадра, так как снег и вода хорошо отражают свет, а следовательно и лучше других поверхностей окрашиваются в цвет источника света. То же самое касается и сумеречных туманных сцен.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

Для того чтобы заранее увидеть тон будущего кадра нужен определенный фотографический опыт, так как человеческий глаз в условиях низкой освещенности плохо воспринимает цвета окружающих объектов. И особенно для начинающих фотографов, эстетическая привлекательность и необычность получаемых цветов в сумерках, порой, становится приятной неожиданностью. Поэтому, всегда стоит пробовать сделать хотя бы тестовый кадр сумеречного пейзажа, чтобы оценить общую тональность и контраст между разными объектами внутри кадра. При этом, снимая сцены со снегом или водой, всегда учитывать их способность очень сильно влиять на общий тон фотографии.

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ

Очень эффектно в сумерках выглядит городской пейзаж с искусственной подсветкой. Такие фотографии принято называть «ночными», однако на самом деле лучшим временем для этих кадров являются как раз сумерки. Причем, идеальное время длится очень недолго, около 10 минут. Идеальными я называю минуты, когда интенсивность свечения вечернего неба примерно выравнивается с яркостью городской подсветки, что позволяет за одну экспозицию хорошо проработать как освещенные архитектурные сооружения, так и не потерять детали в небе и других неосвещенных частях кадра. Такое время наступает примерно через 10 минут после заката. Если начинать снимать раньше, то небо будет слишком ярким и не попадет в динамический диапазон камеры. Если начать съемку слишком поздно, то небо станет абсолютно черным и неинтересным.

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

Еще одним эффектным прием при съемке элементов городской подсветки – прикрыть диафрагмы до 16-20 единиц. При этом вокруг каждого точечного источника света в кадре появятся лучи, добавляющие и без того атмосферной городской фотографии еще большую выразительность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Съемка пейзажа в сумерках, Евгений Тимашёв

За весь свой многолетний опыт фотосъемки пейзажа мне много раз приходилось видеть, как фотографы складывают штативы и пакуют камеры в кофры сразу после захода солнца. В то время как я сам в это время зачастую только начинал готовить свой фотоаппарат к работе. Не повторяйте этой ошибки и попробуйте прочувствовать прелесть сумеречной съемки. Природа обязательно наградит вас за это атмосферными кадрами.

©2014 Евгений Тимашёв. Специально для Интернет-журнала Prophotos.ru.