Вот уже три года я занимаюсь проведением выездных мастер-классов по пейзажной фотографии. Начиналось все очень просто: я придумал программу по интересным местам в Крыму, прикинул расходы, посчитал финальную цену и объявил набор в группу тут, в своем блоге. Для меня стало большой неожиданностью тогда, что количество заявок очень быстро превысило количество мест в одной группе, и сразу набрал еще одну. В тот момент я не уделял серьезного внимания стройности того материала, который я планировал рассказывать людям во время поездки. Я хотел показать участникам красивые места, привести их на место съемки в нужное время, и по ходу дела делиться опытом на практике и на примерах. Однако, уже тогда я интуитивно чувствовал, что я не хочу заниматься организацией развлекательных фото-туров, и что мне гораздо интереснее было бы учить людей чему-то новому, делать их сильнее, как фотографов, помогать им преодолеть возможные сложности в фотосъемке. Я сразу решил, что обсуждение сделанных в поездке фотографий буду обязательной и очень важной составляющей моих мастер-классов. И перед первой же поездкой я купил небольшой проектор и компактный нетбук, с которого можно было бы транслировать фотографии на большой раскладывающийся экран, который я тоже сразу же приобрел на Ebay.
Несмотря на то, что изначально я не продумывал многих важных вещей, основным приоритетом для себя я выбрал качество того, что я предлагал людям. Я сразу ограничил размер группы шестью участниками, так как это предельное количество людей, с которыми я мог бы качественно работать и не разрываться при этом на части, оставляя часть вопросов без ответа из-за банальной нехватки времени. Это число я взял у других фотографов, занимающихся похожим делом. И, как показал дальнейший опыт, я не ошибся. Это действительно предел. Второй очевидной для меня вещью было то, что на мастер-классах я сам не должен стремиться пополнять свое личное портфолио. Да, неплохо, если у меня получиться сделать какие-то фотографии в процессе, однако я с самой первой поездки всегда говорил всем участникам группы, что они обращались ко мне в любой момент с любым вопросом, не боясь попасть мне в кадр или отвлечь меня от съемки. На мастер-классах я нужен для того, чтобы делиться опытом, для пополнения же своего фото архива есть мои личные поездки, по моему маршруту в удобное для меня время, с хорошим другом или напарником. Эту философию я продолжаю исповедовать и сейчас. Весь мой опыт подсказывает, что это правильно, и все, кто приезжал ко мне на занятия наверняка чувствовали, что они всегда могут на меня рассчитывать.
По тем же соображениям я сразу понял, что я не хочу делать большое количество мастер-классов в течение года. Съемка на мастер-классе и съемка в своих путешествиях отличаются друг от друга, как день и ночь. Настоящая творческая съемка – это всегда диалог один на один, это максимальная концентрация на общение и знакомство с тем местом, где ты снимаешь. Это всегда полная свобода, где ты волен мгновенно и без оглядки менять решения, доверять интуиции, делать все в собственном ритме. На МК же моя голова занята совсем другими вещами. Я думаю о том, чтобы помочь, подсказать, направить на возможно удачные решения. Даже если группа подбирается самостоятельная, я все равно не позволяю себе забыть о людях и полностью погрузиться в поиски своих кадров. Именно поэтому я никогда не делаю больше четырех мастер-классов в год. Мне очень важно сохранить баланс между работой с людьми и своими личными проектами.
За эти три года многое изменилось. От интуитивного процесса проведения мастер-классов я перешел к более осознанному. Я постоянно совершенствую свою теоретическую программу, что-то добавляю, что-то, наоборот, упрощаю. Материал становится все более упорядоченным и выстроенным. Я по прежнему уверен, что мне интересно проводить именно мастер-классы. И мне кажется, что это – моя сильная сторона. Сейчас большое количество фотографов организовывает фото-туры. Они приглашают людей поехать вместе с ними в красивейшие места планеты, чтобы отдохнуть, хорошо провести время и гарантированно привезти домой отличные фотографии снятые с точек с захватывающими видами. Это отличные предложения, и профессиональная работа моих коллег. Однако я предлагаю людям совсем другое. Нет ничего проще, чем привести человека на красивую съемочную точку в правильное время и не оставить ему шанса на то, чтобы фотография получилась плохая. Однако это не будет означать, что человек после этого чему-то научился, и что теперь в других местах он сможет найти интересные кадры.
Свою же миссию я вижу в том, чтобы показать своим студентам возможности, из чего вообще может получаться хорошая фотография, на что можно обращать внимание, как находить кадры в любую погоду на любой местности. Мне не так важно, чтобы после моего мастер-класса все участники привезли домой впечатляющие фотографии. Я в первый же день говорю всем, что за 6-8 дней невозможно стать хорошим фотографом. Однако за это время можно получить огромное количество пищи для размышления, переосмыслить свой взгляд на пейзажную фотосъемку в целом, понять, что фотография – это особый язык, который нужно учить, совершенствовать и практиковаться. Мне важно, чтобы после моих занятий, после нашего общения у людей появилась осознанность во всех принимаемых до и во время съемки решениях. Безусловно, помимо изучения элементов фотографического языка, мы обязательно уделяем внимание техническим вещам. Для многих моих студентов это очень полезные знания, и я всегда рад помочь им окончательно разобраться с экспозицией, брекетингом, гиперфокальным расстоянием и инструментами “Фотошопа”. Однако всегда, даже самым-самым новичкам, я стараюсь показать на примере своих собственных работ, что фотография на самом деле – это не о технике. Это о линиях, о ритмах, о формах, о графике, о планах, о контрастах… Список можно продолжать.
Возможно, по сказанному выше может показаться, что мои мастер-классы – это такая серьезная методическая работа, в которой нет места смеху, шутке и прочим человеческим радостям. Однако это вовсе не так. Говорить о важных вещах вполне можно с легкостью, именно так обычно мы и общаемся. Всегда на “ты” (вне зависимости от возраста), всегда по дружески, не без шуток, подколов и иронии. И для меня это тоже принципиально важно. Учеба должна быть увлекательной и интересной, и я рад, что у меня получается делать ее такой. Я часто вспоминаю одну из поездок в Карпаты, когда у нас за всю неделю не было ни одного стоящего рассвета или заката. Каждый день я всерьез опасался, что моей группе станет не интересно, они будут грустить и сокрушаться по поводу неудачных условий. И каждый день мое сердце радовалось, когда я наблюдал с каким увлечением все без исключения бродят по хребту, примеряются, ищут кадры и делают это от души.
Те ребята, которые ездили со мной вместе не на один мастер-класс, ни раз говорили мне, что я должен больше рассказывать у себя в блоге о том, что происходит за кулисами, а не просто показывать получившиеся фотографии из поездки. Потому что это действительно интересно, и я согласен с ними, так как сам люблю смотреть за внутренней кухней любого интересного дела. Именно эти слова вдохновили меня на этот рассказ. Благо он пришелся очень кстати, ведь именно в эти дни, ровно три года назад, я встречал на ж/д вокзале в Симферополе свою самую первую группу.