В своих заметках и книжках я часто рассуждаю о такой штуке, как фотографическое видение. Мне нравится подумать, что это такое, откуда оно берется. И мне всегда интересно читать об этом в эссе других фотографов. И покуда речь идет о чистой философии все получается красиво. Однако, есть один вопрос, который, после всех этих складных рассуждений, может поставить в ступор: “А что же я? В чем же мое фотографическое видение?”. Признаюсь, меня схожим вопросом “срезал” Дима Новак на записи подкаста о пейзажной фотографии. Тогда в режиме беседы я не смог быстро подобрать правильные слова, поэтому отделался расплывчатой фразой о том, что я пока еще развивающийся фотограф, и что мне еще только предстоит найти свое видение. Однако, ответ мой был неправильный. Я понял это даже раньше, чем закончил говорить. Правильный же ответ у меня уже на тот момент был. Просто я от неожиданности не смог его быстро достать из головы и озвучить.
Несмотря на всю кажущуюся сложность, разобраться в чем заключается ваше фотографическое видение не так уж трудно. Для этого нужно иметь уже сложившееся портфолио хотя бы из сотни-другой фотографий, который вам действительно нравятся, про которые вы точно знаете, что все эти работы можно с гордостью показывать другим людям. У меня такие фотографии были. Разложив перед собой все эти картинки я попытался найти в них общие черты. Как я люблю строить композицию, где люблю снимать, какой свет я люблю ловить, какое настроение и какие символы я использую в своих работах. Общие черты проявились довольно быстро. Записав все увиденное на листочек, я без труда смог разбросать фотографии по стопочкам со сходными подходами к съемке. И тогда я понял, что все мои решения по выбору сюжетов с нарочитым передним планом, все эти витиеватые “коряжки”, моя любовь к контровому свету, порой подчеркнутому минимализму и графичности и еще куча всяких мелочей – все это вместе и есть мое фотографическое видение. Снимая интуитивно, меня все время тянуло к тем решениям, которые соответствуют моему видению. И оттого неудивительно, что основные столбы на которых стоит мое видение, явно просматривается во всем моем портфолио.
Каждый фотограф ищет свое видение, свой почерк в первую очередь для того, чтобы лучше узнать самого себя. Понимание своего видения приближает меня к тому, о чем я написал один из своих и-буков – к осознанной съемке пейзажа. Когда ты понимаешь, что именно ты хочешь от окружающей локации, какие элементы и условия близки лично тебе. Все это дает лишнюю точку опоры для того, чтобы начать искать свои кадры, и дополнительную степень свободы во время этих поисков. Знание своего видения также делает тебя полностью защищенным от давления извне. Когда мне говорят, что мои коряги (моя любовь к размытию моря в туман, мой частый выбор центральной композиции, мой контровый свет с лучиками солнца и т.д.) уже надоели, и что пора бы мне снимать что-нибудь другое, я понимаю, что на самом деле мне предлагают изменить себе и сделать так, как считает правильным кто-то другой, что для меня абсурдно. В то время, как несколько лет назад я бы, наверное, расстраивался.
Искать свое видение бессмысленно, потому что оно всегда с вами. Оно руководит вашими решениями во время съемки, и найти его не сложно, потому что оно оставляет свой след в каждой вашей удачной фотографии. Когда таких работ становится много, все на чем стоит ваше собственное видение, проявляется в них очень явно. Вот тут и возникает момент, когда можно с ним познакомиться и лучше узнать самого себя.