Есть такое мнение, что для того, чтобы развиваться и расти, как пейзажный фотограф, нужно смотреть много хороших фотографий. Изучать их, анализировать, стараться понять где находится солнце, как падает свет, почему фотография нравится и т.д. Я это мнение разделяю и пишу про это в своих электронных книжках. Однако, я также пишу и о том, что абсолютных законов и догм в фотографии быть не может. И если, например, в физике есть свой собственный набор правил и формул для макро мира, то для квантовых частиц все работает абсолютно иначе. Анализ хороших фотографий – прекрасная школа, позволяющая воспитывать понимание, как чисто технических моментов фотосъемки, так и создающая некий эстетический опыт, имея который ты начинаешь отличать хорошее от плохого и учишься распознавать разные типы возможных сюжетов. Тем не менее, механическое следование любому совету может быть и вредно. В какой-то момент, те же самые действия могут стать тормозом в развитии фотографа. К примеру, если ты постоянно слушаешь чьи-то песни, ты глубоко понимаешь смысл слов, ты очаровываешься музыкой, однако если при этом ты хочешь написать свою песню, есть огромный риск того, что ты неосознанно сделаешь кальку с того, что ты уже слышал ранее. В фотографии все тоже самое. Сначала мы все хотим сделать “не хуже” или “как у такого-то”, но в какой-то момент этого становится мало и появляется живая необходимость сделать “не так, как у всех”. И вот в этот момент чужие фотографии становятся обузой. Они лезут вперед, они давят, они хотят, чтобы ты искал именно их и ничего другого. Именно поэтому я за последний год, готовясь к поездке за фотографиями, все меньше и меньше уделяю внимание изучению чужих кадров. Безусловно, что-то все равно смотришь по ходу планирования маршрута, что-то вспоминается из виденного ранее. Однако специально я подборки удачных фотографий искать перестал.
Крым, Демерджи
После сказанных выше слов, может возникнуть ощущение, что изучение хороших фотографий вообще в какой-то момент перестает быть необходимым, но это не так. Процесс саморазвития при правильном к нему отношении не должен застревать и стопориться на месте. Просто в какой-то момент ты смещаешь фокус своего интереса на фотографии с иной точкой зрения на пейзаж. На фотографии, которые ты, быть может, до этого не замечал или они не захватывали тебя так, как другие. Или даже вовсе на фотографии других жанров. И теперь ты уже уделяешь внимание не столько технической стороне, сколько расширению своих личных границ понимания, что можно передать при помощи фотографии и как этого добиться.