Встретил у Брюса Перси прекрасное рассуждение по поводу композиции в пейзажной фотографии, очень созвучное тому, как к этому вопросу подхожу я сам. Существует много так называемых правил композиции, которым предлагается всегда следовать, и это, вроде бы, сделает фотографии лучше. Наверное, нет ни одного фотографа, который не слышал про правило третей. Причем, очень многие считают, что это правило, как и все остальные слышанные где-то правила, обязательны к исполнению. И не дай бог кто-то поставит важный объект не на пересечении линий, разбивающих кадр на трети, а, скажем, в центр. Почему-то это вызывает моментальную реакцию, похожую на нахождение орфографической ошибки в сочинении. Содержание – 5, грамотность – 2. Безусловно, иметь понятие о композиционных приемах и подходах неплохо. А, в общем-то даже и хорошо. Но, не нужно возводить их в ранг догматов и выносить на первый план. В реальности, скажем, моя работа с композицией происходит совсем иначе. Я никогда не ищу какие-то готовые схемы. Я просто в какой-то момент вижу, что вот здесь выстраивается что-то, что мне кажется интересным и правильным. И я верю только этому чувству. Иногда, кадр получается моментально, иногда приходится доработать его экспериментами с точкой съемки. Иногда, даже это не помогает сделать ту фотографию, которую хотелось (что-то лезет в кадр, куда-от нельзя отойти, не улетев в пропасть). Знание композиционных приемов (я настаиваю, что это не правила) полезно, когда ты уже в процессе работы над кадром. Ты понимаешь, что что-то “немного не так”, и только в этот момент включается аналитика, которая позволяет найти, что именно не так. Но, повторюсь, ключевым моментом, который заставляет достать камеру, является чувство “это правильная картинка”, а не соответствие увиденного каким-то правилам. Очень часто ты вообще не успеваешь подумать ни о чем. Многие кадры делаются на ощущениях. И только потом дома ты понимаешь, что ты на самом деле снял. Поэтому, когда мне делают замечания по композиции относительно тех снимков, в которых я уверен на 100%, я только пожимаю плечами. “Извини, но эта фотография правильная для меня, и мне этого достаточно”, – такой мой ответ.
Крым, район Демерджи